Кофе: арабский танец. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок. Композитор использовал здесь мелодию грузинской народной колыбельной песни «Иав нана» («Спи, фиалка»), запись которой была им получена от М. М. Ипполитова-Иванова. Это мир «знойной», изысканной и завораживающей лирики медленных восточных танцев. По определению либреттиста, «сладостная, чарующая музыка». Сохраняя неизменный басовый фон, композитор обогащает музыку все новыми и новыми красочными подробностями и чудесными мелодическими узорами. В средней части танца появляются изысканные хроматизмы и характерные для восточной музыки тонкие колебания ладовых оттенков. В репризе красиво звучит соединение главной темы (в густом вибрирующем голосе струнных) и томных хроматических ходов гобоя: словно одинокий голос задумчиво импровизирует на тему песни.
Другие названия этого текста
П.И.Чайковский. балет "Щелкунчик" - 14.Кофе (Арабский танец) (1)
Петр Ильич Чайковский. балет "Щелкунчик" - 14. Кофе (Арабский танец) (1)
П.И.Чайковский. балет "Щелкунчик" - 2.3.3.б) Кофе (Арабский танец) (0)
П.И. Чайковский. Балет "Щелкунчик" - 12.b) Кофе (Арабский танец) (0)